(925) 500-94-44 (продажа), (495) 937-63-74 (магазин), (903) 762-77-71 (запчасти), (925) 500-93-33 (обслуживание и ремонт) Интернет магазин
вездеходы  BV 206 «ЛОСЬ» и ГАЗ 3409 «БОБР»

По дорогам и без них. Бобр с «автоматом» ЕвроБобр

Константин СОРОКИН
Фото автора

О плавающих снегоболотоходах ГАЗ-3409 Бобр, которые выпускает Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗГТ), мы рассказывали не раз и даже провели сравнительный тест этой машины со шведским «двухзвенником» Haegglunds Bv 206s (см. АР №11, 2004), оснащенным автоматической коробкой передач. Скандинавский вездеход покорил тогда простотой управления, и мы, помнится, предложили заволжским конструкторам тоже отказаться от архаичной «механики» в пользу подходящего по характеристикам «автомата». Конструкторы задумались... А вот специалисты столичной фирмы Томкарсоюз, имеющие за плечами большой опыт эксплуатации Бобров, решили сами взяться за дело.


СЕЙЧАС уже совершенно очевидно, что автоматическая коробка передач на бездорожье — это не блажь, не средство для самоутверждения «чайников», а серьезный конкурент классической «механики», особенно на гусеничных машинах. Главные достоинства такой трансмиссии — простота управления и гибкость характеристик, позволяющая двигаться в тяжелых условиях без разрыва потока мощности. Это значит, что затяжные подъемы можно преодолевать с хода, на рельефные препятствия заезжать под любым углом и маневрировать, не останавливаясь. Но чтобы «автомат» «выжил» в таких условиях, он должен быть соответствующим образом настроен и адаптирован к гусеничному движителю — простой «переброс» коробки с колесной машины на гусеничную равноценен убийству дорогостоящего агрегата. Именно поэтому гидромеханические трансмиссии для военных колесных тягачей и гусеничных транспортеров гражданского назначения разрабатываются специально, в расчете на другой момент инерции, высокие потери и сопротивление движению.

Автоматическая коробка передач, установленная на заволжский Бобр, собрана на базе агрегата немецкой фирмы Zahnradfabrik серии 4НР 22 (такие коробки, в частности, устанавливаются на бронированные автомобили BMW седьмой серии и военные транспортеры бундесвера) и является образцом классической «гидромеханики» — электронные датчики и блоки управления здесь отсутствуют. Планетарные механизмы, фрикционы, насосы и элементы гидроавтоматики по техническому заданию Томкарсоюза подбирали специалисты московской фирмы Центр АТ, они же перенастроили плиту управления и спроектировали гидротрансформатор. Он тоже собран «селективным» методом и настроен под моментную характеристику дизеля ГАЗ-560 (лицензия Steyr), которым оснащаются заволжские вездеходы.

Коробка передач Бобра — четырехступенчатая, с возможностью принудительной блокировки гидротрансформатора. Положение «Parking» отсутствует. Для обеспечения максимального ресурса, который во многом определяется живучестью фрикционов, коробка-имплантант оснащена самым выносливым комплектом трущихся пар и увеличенной системой охлаждения с дополнительным электрическим вентилятором, включающимся по команде датчика температуры масла. Разработчики утверждают, что собранный из гидромеханического «конструктора» агрегат должен беспроблемно отходить как минимум 15000 км — пробег для гусеничной техники немалый. Так это или нет, покажет время, а вот о прочих эксплуатационных характеристиках новой трансмиссии можно говорить уже сегодня.

Первые сотни метров за рычагами: фантастика! Из специфичной внедорожной машины, требующей от водителя «тракторных» навыков, Бобр превратился в предельно понятное транспортное средство, управлять которым может любой, кто не страдает синдромом «сено-солома». Нащупал селектор, перевел его в положение «Drive», наступил на педаль газа и — поехал. Левый рычаг — поворот налево. Правый — направо. Оба на себя — останавливаемся. Ровная тяга, стабильные обороты двигателя... Если не обращать внимания на периодические «конвульсии» стрелки тахометра, то создается впечатление, что «едешь» на внедорожном тренажере: автоматическая коробка настольно быстро и плавно меняет диапазоны, что момент переключения не чувствуется вообще (как тут не вспомнить шведский Haegglunds, трансмиссия которого «вбивает» передачи с напором кузнечного молота!).

Чтобы предохранить «автомат» от излишней пробуксовки, перед съездом на бездорожье лучше сразу включить демультипликатор и ограничить прыть вездехода первыми тремя ступенями (селектор — в положение «3»). Но главное — вовремя включить голову! Дело в том, что даже в «ползущем» режиме движения «автоматический» Бобр оказывается гораздо резвее своего «механического» собрата — из-за существенного сокращения доли «ручного труда» средняя скорость движения по тяжелому бездорожью заметно возросла. Зазевался? Проспал препятствие? Тогда расплачивайся за собственное лихачество разбитым носом: при бесшабашной езде Бобр может в буквальном смысле выбросить пассажиров с их мест. А потому повторим еще раз: гусеничному транспортеру гражданского назначения обязательно нужны спортивные ремни безопасности. Не инерционные, а с четырехточечной фиксацией. Для Бобра с «автоматом» эти меры актуальны вдвойне: простота управления создает иллюзию вседозволенности, а максимальная скорость заволжской машины переваливает за 60 км/ч! Казалось бы, топчи педаль, дергай рычаги и любуйся природой... Черта с два! Легкомыслие может обойтись дорого. Почему авторы тюнинг-проекта не убедили своего заказчика раскошелиться на «сбрую», нам непонятно.

Своим шустрым нравом модернизированный заволжский вездеход обязан не только гидромеханической трансмиссии: «колдуя» с коробкой, специалисты Томкарсоюза попутно полностью «перетряхнули» серийного Бобра, исправив, доработав и переделав многие заводские узлы, в том числе и механизмы поворота. А вскоре Бобр избавится от архаичных тормозных лент и получит принципиально новое «рулевое управление» с дисковыми бортовыми тормозами, колодками от серийных автомобилей, гидроприводом и автоматической регулировкой рабочих зазоров. Эти меры позволят снизить сухое трение в системе управления и сделать ее необслуживаемой (нынешние тормозные ленты приходится регулировать по несколько раз в неделю).

Следующий этап — дублирование рычажной тормозной системы: в целях безопасности на полу появится дополнительная педаль тормоза, и это здорово: от автомобильных рефлексов нелегко избавиться даже трактористам со стажем.

Ну, а потом... Хочется надеяться, что свое отношение к подобной «мутации» Бобра наконец-то выскажет Заволжский завод гусеничных тягачей — машина, на наш взгляд, получилась очень интересной. Прежде всего, Бобр выиграл в проходимости. Тест, проведенный в условиях тяжелого весеннего снега, показал, что благодаря автоматической трансмиссии затяжные подъемы вездеход легко преодолевает внатяг, причем с первой попытки. На крутых косогорах «автомат» позволяет смело маневрировать без потери хода и, как следствие, без сползания вбок и опасных разворотов поперек склона. Кроме того, у Бобра было полностью переделано электрооборудование. Вместо заводской проводки проложены новые жгуты, упрятанные в специальные кембрики, исключающие перетирание изоляции. Цепи системы управления двигателем сведены в отдельный, независимый контур, а аккумуляторные батареи получили диодный разделитель, обеспечивающий независимое электропитание систем двигателя и всех остальных потребителей. На вездеходе установлен резервный топливный насос и глушитель шума выхлопа, переделаны сапуны агрегатов, а система забора воздуха внутрисалонного отопителя, благодаря доработке, стала обеспечивать приток более чистого воздуха. Смазке, настройке и переборке подверглись все механизмы, начиная от топливных кранов и заканчивая стеклоподъемниками.

Конечно, $12000 (именно во столько обошлась переделка машины) — сумма немалая, составляющая четверть розничной цены серийного вездехода заводской сборки. Но и разница в потребительских качествах тоже очевидна. Стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос должны дать те, кто эксплуатирует гусеничные машины. Их мнение и решит судьбу ЕвроБобра.


К списку статей

Новости

07.12.2017

подробнее

Поступили в реализацию металлические прицепы для вездеходов BV206  "Лось" грузоподъемностью 1100 кг на колесном ходу с спускающимися алюминиевыми лыжами для перемещения по грязищи и снегу. Прицеп имеет непроницаемую крышку на пневмоцилиндрах и специализированные бардачки.

 

19.06.2017

подробнее

Вездеход ЗВТ-7300 Тролль: многофункциональная модель с отменными эксплуатационными характеристиками

Вездеход ЗВТ-7300 Тролль разработан на основе российского аналога BV-206 Лось и шведского Bandvagn 206 Hagglunds. Новая модель получила свое название  от шведского слова Troll, что означает колдовство – словно сверхъестественное существо, Тролль обладает отменной мощностью и способностью преодолевать любые преграды.

Вездеход ЗВТ-7300 Тролль: отличительные особенности

29.05.2017

подробнее

Уважаемые клиенты, обращаем Ваше внимание, у нас изменился адрес электронной почты!!!

Новый адрес электронный почтыreverse206@gmail.com

Специальные предложения

Диагностика Steyr M16

Наша компания предлагает на продажу комплекты диагностики двигателя и трансмиссии для силовых установок на базе двигателя Steyr M16. Ориентировочная цена 1600 евро по курсу ЦБ на момент оплаты.

Предложение сотрудничества

Наша компания принимает заявки на обслуживание и ремонт снегоболотоходов ГАЗ-3351 во всех регионах России. Опытные механики, знающие тонкости данной машины и имеющие все необходимое, включая диагностическое оборудование, произведут обслуживание и ремонт вашего снегоболотохода. Компания имеет свой склад запчастей, а так же возможность срочного заказа запчастей у иностранных партнеров, включая детали для двигателя Steyr M16.