По дорогам и без них. Tomcar - багги из Израиля
Константин СОРОКИН
Фото автора и Алексея Сулимы
Tomcar — это не автомобиль, а четырехколесное багги, нечто среднее между квадрициклом и внедорожником. А выпускается Tomcar израильской фирмой с таким же названием — Tomcar Ltd.
Для чего израильтянам понадобилось багги? Судя по модельному ряду, для всего на свете! Завод близ города Петах-Тиква производит пять типов машин начиная от детского автомобильчика Little Foot и заканчивая легкобронированным багги Armadillo, которое стоит на вооружении израильской армии. Есть спортивная модель для экстремального офф-роуда, есть и «гражданская» машина, имеющая допуск на дороги общего пользования. Конструкция каждой модели имеет свои отличия, но в основе — те же ценности: легкость, большой дорожный просвет, низкий центр тяжести, отличные внедорожные качества и независимая длинноходная подвеска всех колес. Израильский funny-car уже успели распробовать во многих странах, но львиная доля экспорта приходится на США — туда поставляются «гражданские» багги (версия Tour). Такая же модель недавно была ввезена и в Россию — для изучения потенциального спроса.
Помните забавную машинку Кинешма-Кросс (см. АР №5, 2000), мелкосерийное производство которой пытался наладить завод Автоагрегат? Ну очень похоже… Уж не уехал ли кто-то из бывших специалистов этого предприятия в Израиль, прихватив папку с технической документацией? Смех смехом, но идеологически эти машины близки. И с точки зрения технологии сборки — тоже: без торчащих проводов наши люди собирать автомобили не умеют. Но по конструктивному уровню Tomcar на две головы выше. Взгляните на переднюю подвеску — ух, злюка! Мощные поперечные рычаги, длинноходные пружинные стойки, здоровенные шарниры… Да и «зубастые» шинки Deestone Swamp Witch впечатляют.
Tomcar — автомобиль заднеприводный. Бензиновый трехцилиндровый двигатель Daihatsu рабочим объемом 995 см3 установлен поперечно над задней осью. Через автоматическое центробежное сцепление момент передается на клиноременной вариатор, а затем через зубчатый ремень он подается на межколесный дифференциал (с механизмом жесткой блокировки), демультипликатор и реверс-редуктор. Далее через полуоси момент подводится к главным передачам — цепным приводам, вращающим задние колеса. Цепи установлены в герметичных стальных картерах, выполняющих еще и роль продольных рычагов задней подвески. С точки зрения надежности и проходимости такая схема выглядит привлекательно: никаких ШРУСов, резинок, пыльников и торчащих рычагов — совершенно плоское «брюхо» с мощной силовой защитой. При этом дорожный просвет — 305 мм! И лишь «голые» боковины моторного отсека, обнажающие вариаторный блок и незащищенное электрооборудование, выглядят на этом фоне неуместным стриптизом. Не встанет ли машина в глубокой луже из-за залитых датчиков? И не «убьет» ли абразив приводной ремень? Но начало августа в Москве выдалось сухим. Значит, можно порезвиться! Открываю пластиковую «паранджу» дверного проема, забираюсь внутрь… Окошки в пологах съемных дверей здесь тоже пластиковые, причем «форточки» закрываются на застежку-«молнию» и ленту-липучку. Внутренних рукояток у замков нет. Их функции выполняют очаровательные резиновые «веревочки». Потянул и — щелк! — можно вылезать наружу. Какая прелесть!
Обивка в двухместном салоне тоже отсутствует: под ногами — лист голого металла, спину подпирает щит моторного отсека, «ковши» сидений укрыты тонким дерматином, а слева и справа расположены трубы пространственной «клетки». При этом внутри совсем не тесно! И над головой места хватает: если пристегнут ремнем, то риск приложиться макушкой о дуги безопасности сводится к нулю. Ремни, между прочим, настоящие, жесткие, с четырехточечной фиксацией — при правильной подгонке они намертво фиксируют водителя и пассажира в ковшеобразных сиденьях. Рулевая колонка с маленьким спортивным «бубликом» регулируется по высоте, так что и схватиться можно удобно, и показания приборов увидеть. Спидометр, топливомер, указатель температуры охлаждающей жидкости, вольтметр, счетчик моточасов и индикаторные лампы — спартанский минимум. Но глаз то и дело натыкается на несуразности. На торчащий редуктор стеклоочистителей, на кустарную пайку контактов, на простецкое внутрисалонное зеркало без единой регулировки.
На холостом ходу трехцилиндровый моторчик почти не слышно. Перевожу селектор вариатора в положение «Н» (высшая передача), добавляю газ — и через секунду получаю толчок в спину. Настройка вариатора здесь точь-в-точь как на тюнинговых скутерах — центробежное сцепление держит «нейтраль» вплоть до 1500—2000 об/мин, потом происходит резкое замыкание и — старт. Едем!
На скорости 40 км/ч в Томкаре начинает вибрировать все. При 60 км/ч начинаешь вибрировать сам. Разговаривать невозможно, но приходится: водители соседних машин норовят взять блиц-интервью: как называется, сколько стоит, где взял… Можно было бы наступить на педаль и вырваться вперед, но — дудки! — «обкаточный» ограничитель не дает разогнаться быстрее 65 км/ч. Так и торчишь у всех на виду, как клоун на арене. И на лицах людей сияют улыбки. Они-то не знают, что я сейчас чувствую. Удовольствие от езды? О чем вы! Невыносимые вибрации, «никакая» динамика и страшный шум! Автоматическое сцепление с «задранной» характеристикой здорово мешает двигаться в условиях плотного городского трафика: чтобы заставить Tomcar ехать в ползущем режиме, приходилось постоянно «играть» педалью газа, не давая муфте размыкать трансмиссию. В общем, пока выбрался на израильском багги из города, едва не стал антисемитом.
Но за кайф от езды по бездорожью я прощаю этой машине все! Максимальная скорость, говорите, не впечатляет? Так знайте, что в лесу и на разбитом проселке догнать Tomcar можно, пожалуй, только на кроссовом мотоцикле или на лошади. Длинноходная подвеска позволяет так «лупить» по кочкарнику, что пассажир начинает орать от страха! А водитель лишь входит во вкус: потрясающий баланс между «непробиваемостью» и комфортом! Разгоняешься со всей дури, направляешь машину на бугор, взлетаешь… А вместо жесткой «аварийной посадки» — по-кошачьи упругое приземление. Летает Tomcar отменно — не заваливаясь на «корму» и не опрокидываясь на нос. Классный попрыгунчик! А какой вездеход! И кто только сказал, что настоящий «проходимец» обязательно должен быть полноприводным? На песчаных буграх заднеприводное багги вытворяет такое, что равнодушными не останутся даже владельцы квадрициклов. Селектор вариатора — в положение «L», включаем межколесную блокировку и теперь — только не отпускать газ! Ходом на подъем, без сброса — вниз, боком на косогор… И ведь при всей своей «злости» и ярко выраженном внедорожном «заряде» машина вполне безопасна — можно хоть ребенка за руль посадить. Вариатор не дает закрутиться в заносе от избытка тяги, а длинноходная подвеска обеспечивает постоянный контакт колес с грунтом, гарантируя адекватную управляемость.
Игрушка для всей семьи? Именно так. При условии, что ваш семейный доход позволяет покупать игрушки за $12000—16000 — таков разброс цен на Томкары и такова финансовая политика их производителя. В принципе, сопоставимо с ценами на дорогие квадрициклы. Зато здесь — «официальная» двухместность, крыша над головой и мощный каркас безопасности. А тем, кто решится на покупку, я бы дал один совет: накатавшись по буеракам, сделайте вылазку в город. Бьюсь об заклад, такого количества улыбающихся гаишников вы не увидите за всю свою водительскую жизнь!
Tomcar TM25K (данные производителя)
Количество мест 2
Габаритные размеры, мм
Длина 2820
Ширина 1650
Высота 1625
Колесная база 2007
Емкость топливных баков, л 2х26
Снаряженная масса, кг 645
Двигатель
Тип бензиновый
Количество и расположение цилиндров 3, в ряд
Рабочий объем, см3 995
Мощность, л.с./кВт/об/мин 34/28/5600
Передняя подвеска независимая, двухрычажная, пружинная
Задняя подвеска независимая, на продольных рычагах
Тормоза передние барабанные, с гидроприводом
Тормоза задние барабанные, с гидроприводом
Трансмиссия клиноременной вариатор с демультипликатором и блокировкой межколесного дифференциала
Шины
Передние 25х8-12
Задние 26х12-12
Максимальная скорость, км/ч 100
Внедорожные показатели
клиренс, мм 305
угол въезда, град. 90
угол съезда, град. 90
НАШ ОТВЕТ ТЕЛЬ-АВИВУ
Эксперименты по созданию штучных образцов фан-каров в разное время проводились и на предприятиях российского автопрома. Например, в середине девяностых годов на АвтоВАЗе был сделан автомобиль ВАЗ-2121 Бора — максимально облегченный открытый джиггер на платформе Нивы.
Завод Автоагрегат (Ивановская область) планировал наладить мелкосерийный выпуск «гражданского» багги оригинальной конструкции под названием Кинешма-Кросс. Несущим элементом конструкции этой машины служило плоское днище, на котором устанавливались силовой агрегат, узлы ходовой части и внешнее оперение. Компоновка пассажирской зоны была выполнена по принципу трансформера: раздельные сиденья с откидывающимися спинками позволяли даже перевозить грузы. Заднеприводный Кросс имел зависимую пружинную подвеску всех колес, рулевое управление с реечным механизмом от серпуховской мотоколяски, четырехступенчатую механическую трансмиссию и дефорсированный оппозитный двигатель жидкостного охлаждения от мотоцикла Урал.
К списку статей
Новости
07.12.2017
подробнееПоступили в реализацию металлические прицепы для вездеходов BV206 "Лось" грузоподъемностью 1100 кг на колесном ходу с спускающимися алюминиевыми лыжами для перемещения по грязищи и снегу. Прицеп имеет непроницаемую крышку на пневмоцилиндрах и специализированные бардачки.
19.06.2017
подробнееВездеход ЗВТ-7300 Тролль: многофункциональная модель с отменными эксплуатационными характеристиками
Вездеход ЗВТ-7300 Тролль разработан на основе российского аналога BV-206 Лось и шведского Bandvagn 206 Hagglunds. Новая модель получила свое название от шведского слова Troll, что означает колдовство – словно сверхъестественное существо, Тролль обладает отменной мощностью и способностью преодолевать любые преграды.
Вездеход ЗВТ-7300 Тролль: отличительные особенности
29.05.2017
подробнееУважаемые клиенты, обращаем Ваше внимание, у нас изменился адрес электронной почты!!!
Новый адрес электронный почты - reverse206@gmail.com
Специальные предложения
Диагностика Steyr M16
Наша компания предлагает на продажу комплекты диагностики двигателя и трансмиссии для силовых установок на базе двигателя Steyr M16. Ориентировочная цена 1600 евро по курсу ЦБ на момент оплаты.
Предложение сотрудничества
Наша компания принимает заявки на обслуживание и ремонт снегоболотоходов ГАЗ-3351 во всех регионах России. Опытные механики, знающие тонкости данной машины и имеющие все необходимое, включая диагностическое оборудование, произведут обслуживание и ремонт вашего снегоболотохода. Компания имеет свой склад запчастей, а так же возможность срочного заказа запчастей у иностранных партнеров, включая детали для двигателя Steyr M16.